Йонас Малинаускас
Фото: Дарюс Гумбрявичус
При нынешних темпах распространения информации и организации производства качество дизайна интерьеров практически не зависит от географии: интересные реализации появляются не только в крупных городах, но и в провинции – была бы на то воля заказчика. К таким проектам можно смело отнести интерьер жилого дома в небольшом литовском городе Мариямполе, созданный семейным дуэтом архитекторов – Эгле Прунскене и Иевой Прунскайте.
В данном случае проектировщицам, прямо скажем, повезло: молодая и зажиточная семья, построившая свое первое жилище, тяготела к интересным, неординарным решениям, благо хозяйка дома имела высшее художественное образование. Правда, некоторые смелые предпочтения заказчиков несколько удивляли. Например, планировка 2-этажного дома площадью около 200 кв. м, предложенная архитектором Донатасом Валюкасом, практически не имела прямых углов, что обусловило весьма нетривиальное решение внутренней отделки.
Наиболее интригующим пространством 1-го этажа, бесспорно, стала зона гостиной. Главным акцентом здесь является изломанная линия заниженной гипсокартонной части потолка, призванная прикрыть трубы вытяжной вентиляции. Архитекторы предложили хозяевам на выбор несколько композиций, из которых те выбрали самую радикальную, когда кромка потолка зигзагом переходит в сдвижную дверь стенного шкафа, а его структуру наиболее полно характеризует выражение «вкривь и вкось». Динамичным линиям шкафа вторит распложенный напротив него столик под телевизор со скошенными боковинами, весьма напоминающий небольшой катер (хотя такой образ архитекторы даже не предусматривали). Почти весь партер между ними занимает огромный диван и журнальный столик от итальянской фирмы Charme. Обтянутые белой натуральной кожей подушки могут перемещаться вглубь по направляющим в широком диапазоне, легко превращая сидячие места в подобие шезлонга, однако полностью диван не раскладывается. Удобно устроившись на нем, можно смотреть либо телевизор, либо на «живое» пламя, играющее в расположенном рядом подвесном очаге французской фирмы Focus. В принципе, для обогрева гостиной на том же самом месте можно было расположить и обычную капсулу (что, пожалуй, обошлось бы несколько дешевле). Но, с одной стороны, обычный камин со всей отделкой занял бы гораздо больше пространства, а с другой – дискообразная форма «француза» произвела на хозяев такое впечатление, что ни о чем другом слышать они уже не хотели.
Монтаж и изоляция трубы камина – мелочи, по сравнению с установкой лестницы на 2-й этаж. Хозяева опять же выбрали самый экстремальный вариант с выступающими из стены раздельными деревянными ступенями. Сотрудникам каунасской фирмы Trilogija пришлось не только внедрять в стену несущие металлические штыри, но и продевать их сквозь фанерованные стенные панели, а уж потом «обувать» в деревянные корпуса.
Кухня, объединенная со столовой и расположенная под углом к гостиной, также стала местом воплощения уникальных творческих решений. Кухонный блок вкупе со стойкой бара, стенкой и корпусом вытяжки был изготовлен известной фирмой Sigulda (несмотря на латышское название, фирма базируется в Вильнюсе). Фасады корпусной мебели при этом фанерованы темным дубом, а столешница с мойкой сделана из монолитного кориана. Внушительная столешница обеденного стола выполнена из единого куска травертина, предоставленного литовской фирмой Smigė. При этом, посредине толщина каменной плиты гораздо меньше, чем по краям, а для прочности она усилена металлической конструкцией.
На 2-м этаже из 3 комнат пока оборудована лишь одна, но и здесь не обошлось без оригинальных решений: чего стоит одна только «широкоформатная» стеклянная перегородка между спальней и ванной комнатой! Массивная ванна, изготовленная из каменной массы с акриловым покрытием, находится у всех на виду, и даже для пользования клозетом приходится прятаться за контуром с умывальниками и стеклянной перегородкой. Возможно, супругам и нечего скрывать друг от друга, но не настолько же… С технологической точки зрения немалую трудность представлял собой не только радиусный изгиб крупноформатных стеклянных панелей, но и точное соответствие этому радиусу линии стыка деревянного паркета и керамических плиток пола. Однако местные специалисты успешно справились с этой задачей, уповая на то, что прозрачная перегородка будет содержаться в чистоте, всегда будет вовремя замечен любой изъян, и необходимости замены отдельных частей никогда не возникнет. В отличие от гостиной, в интерьер помещения архитекторы добавили немного декора: на стенах ванной и собственно спальни выложены полосы из контрастной плитки с неброским мотивом силуэта древесных ветвей. Подобные же силуэты, вырезанные из листового пластика, украшают и тыльную стену ванной. Вместе с отреставрированными старыми табуретками в изголовье кровати и расшитыми подушками эти детали придают интерьеру больше тепла и индивидуальности, но отнюдь не делают его сентиментальным.
По мнению Эгле Прунскене, полностью реализовать проект данного интерьера, учитывая все пожелания заказчиков, удалось лишь благодаря высокой квалификации изготовителей. «Услуги и изделия наших мастеров сегодня уже не столь дешевы, как 10-15 лет назад, – утверждает архитектор. – Их качество вполне соответствует зарубежным аналогам, но в отличие от них, литовские умельцы способны оперативно воплощать индивидуальные творческие решения».