Йонас Малинаускас
Говорят, что богатые люди покупают сверхдорогое авто, чтобы ездить на нем на работу, а умные – покупают квартиру недалеко от работы, чтобы ходить туда пешком. Именно так поступила пожилая пара из Вильнюса, продав квартиру в центре города и приобретя компактное (и, нелишне заметить, более экономичное) жилище в одном из новых микрорайонов.
Заказчики, большую часть жизни прожившие в тесных «хрущобах», поставили перед архитектором Дайвой Чеснаускайте задачу оборудовать светлое, уютное и относительно скромное жилище с большим общим пространством. Для выполнения последнего условия автору проекта пришлось значительно изменить планировку квартиры. Стена между бывшей рабочей комнатой и гостиной была ликвидирована, в образовавшийся закуток была перенесена кухня. Условная же граница между ними была обозначена с помощью контрастного покрытия пола и сдвинута вглубь кухни. Освободилось место для небольшой столовой с раздвижным обеденным столом. При этом вертикальный вентиляционный канал, проложенный в углу меньшей комнаты, был превращен в свободно стоящую колонну. На месте входа из коридора в рабочую комнату был смонтирован стенной шкаф с доступом из прихожей. Еще один стенной шкаф, точнее, небольшая гардеробная, был оборудован вместо кладовой, находившейся между спальней и ванной комнатой. При этом вход в гардеробную был перенесен из коридора в спальню.
Цвет и форма мебели кухни и гостиной также «работают» на визуальное расширение пространства. В лаконичных формах корпусной и мягкой мебели подчеркнуты горизонтальные элементы, окрашенные в белый цвет; фасады корпусной мебели отделаны натуральным шпоном светлого дуба. Та же текстура применена и в стенных панелях, и в покрытии пола (светлый дубовый паркет с чесаной поверхностью). Угловой диван и спинки стульев в столовой обтянуты белой натуральной кожей. Роль контрастных акцентов играют черные вставки и абажуры подвесных светильников, а также металлизированные корпуса ваз и настольных ламп, стилистически увязанных с кухонной утварью.
B гостиной выделено и несколько функциональных акцентов. Это, в первую очередь, весьма почитаемый хозяевами биокамин, расположенный непосредственно на опорной колонне с вентканалами; правда, для придания более солидного вида колонну пришлось нарастить и отделать специальными обоями. Такие же обои были использованы и на стене между боковыми окнами рядом с комодом: здесь образована своеобразная «лирическая» зона с вазами для цветов, подсвечниками и репродукциями графики знаменитого художника С. Красаускаса. Следует заметить. что почти вся мебель кухни, гостиной и даже ванной комнаты изготовлена литовскими компаниями (диван – Magrės baldai, кухня и комод – Lino baldai, мебель в ванной – Raguvos baldai). Использование местных ресурсов позволило существенно сократить расходы на оборудование интерьера без всякого ущерба для качества. Большую часть аксессуаров архитектор специально подбирала в местных салонах для данной фотосессии. Но собранные предметы настолько понравились хозяевам, что они решили приобрести большинство предложенных вещей, которые затем быстро «прижились» в интерьере.
В несколько стесненном пространстве спальни архитектор предложила использовать светлые тона. Однако хозяева вознамерились повесить здесь темно-коричневые шторы, «переехавшие» из прежнего жилища, поэтому соотношение тонов было решено выстроить по принципу контраста светло-бежевого и шоколадного цветов. Тот же принцип был применен и в специально сшитом покрывале кровати, и в мелких текстильных деталях. В основной комнате проблема штор отсутствует как таковая: на окнах – только дневные занавеси. А для затемнения хозяева используют… внешние защитные жалюзи (квартира расположена на первом этаже). Мнение владельцев жилья, что подобные жалюзи (попросту – ставни) вполне отвечают требованиям пассивной безопасности, сформировалось еще в «крупнопанельную» эпоху.
В квартире присутствуют и другие своеобразные мотивы-воспоминания. Так, любовь хозяйки дома к розам воплотилась в сентиментальную графику на плитке в ванной и на ковре в гостиной (хотя все-таки обошлось без цветовых интервенций). А вот постсоветская привычка слушать и обсуждать важные новости на кухне привела к появлению над обеденным столом… нет, не телевизора, а компьютерного монитора – современного средства общения с внешним миром. Так или иначе, все эти детали, как и проект интерьера в целом, способствовали созданию неповторимой атмосферы данного жилища.