Йонас Малинаускас
Фото: Карлас (Артур Моисеенко)
Бывает так, что стилистическое решение интерьера обуславливается не только пожеланиями заказчика или полетом творческой фантазии архитектора. Зачастую решающую роль играет случайно выбранная деталь, например, рисунок и цвет керамической плитки.
Правда, в данном случае все началось не с деталей, а с проблемы реконструкции индивидуального жилого дома в одном из кварталов Алитуса – города преимущественно малоэтажной застройки. Расширяться вширь на участке в несколько соток было некуда, а надстроить второй этаж не позволяли хлипкие стены. Архитектор Томас Гяцас принял радикальное решение разрушить почти все перегородки и внешние стены, а на старом фундаменте возвести современное здание общей площадью 280 кв. м с большим общим пространством первого этажа, объединяющим кухню, гостиную и столовую. В подготовленном им проекте помещение между гостиной и кухней разделено изящным лестничным маршем, ведущим на второй этаж и простенком непосредственно за ним. С противоположной стороны гостиной широкий выход на террасу перекрыт застекленной стеной, прямо в центре которой установлен очаг камина. На втором этаже в пространстве над гаражом и котельной оборудована просторная спальня хозяев и почти не уступающая ей по площади ванная комната с большой гидромассажной ванной, позволяющей в процессе принятия водных процедур обозревать окрестности через широкое угловое окно. Над гостиной расположились холл и гостевая комната, а над столовой – детская, причем последняя с прицелом на будущее оборудована отдельной рабочей зоной.
По замыслу архитектора, интерьер должен был быть оформлен в лаконичном современном стиле, но хозяин дома, не чуждый сентиментальности и тяги к уюту малых пространств, настаивал на классике. Стороны пошли на компромисс, и современное жилище было заполнено деталями классического стиля. На изящном изгибе лестничного марша, как и на балконе второго этажа, появились металлические кованые перила ручной работы, потолки украсили плафоны и светильники строгих форм, а на портале камина появились элементы классического архитектурного ордера.
Для более чувственной проработки деталей и подбора необходимых аксессуаров Томас обратился за помощью к декоратору Индре Марцинкявичене, известной своими броскими цвето-фактурными решениями и пристрастием к винтажным деталям. Вот тут-то и сыграла свою роль та самая деталь – керамическая плитка итальянской фирмы Petracer’s Ceramics, своевременно уложенная на пол в гостиной и ставшая «детонатором» яркого цветового решения в красно-золотистых и бежевых тонах. Сдержанная поступь классики превратилась в настоящее вторжение. Упомянутая плитка в гостиной была покрыта красным ковром с восточным рисунком, на нем появились еще более яркие пуфы и кресла, светлые диваны покрыли пестрые подушки, на окнах объявились плотные гардины, отделанные темным плюшевым орнаментом. Вместо живописных полотен на стенах были развешены рельефные текстильные панно в стиле барокко, выполненные художницей Л. Швейкаускене (одно в гостиной, другое в спальне хозяев), а стену в столовой украсило крупное зеркало в резной позолоченной раме. Классика проникла даже в прихожую – гостей здесь встречает еще одно зеркало в ажурной раме, причем выполненной в стиле шинуазри, имитирующем изделия китайских мастеров – слава Богу, не современных, а XVIII века.
Следует отметить особую роль мебели и аксессуаров в развитии классической темы – резные кресла, подернутые золотистой патиной, расположены не только в гостиной, но и в спальнях, по углам расставлены ажурные торшеры и бра, а столы на кухне и в комнатах украшают декоративные подсвечники и подносы со стеклянной утварью. Несмотря на любовь к классике, такое ее обилие поначалу не вызвало у хозяев особого энтузиазма. Ведь наличие в доме уникальных и хрупких вещей обратно пропорционально степени удобства его эксплуатации. А яркие акценты красного цвета вызывали у заказчиков даже некоторое смятение. Однако Томасу и Индре удалось их убедить: наличие этой хрупкости заставит бережнее относиться к жилищу и к тому, что в нем находится (да и друг к другу тоже). А красный – это цвет не только страсти, но и любви к своему дому, к жизни в атмосфере сдержанной роскоши. И с тех пор в этом доме царят любовь и гармония.